Предприниматель, инвестор, общественный деятель в сфере информационных технологий, эксперт в сферах IT, электронная коммерция, продажа билетов, шоу-бизнес, основатель компании Karabas.com – сетевой, владелец ООО Front Manager, председатель Украинской асоциации организаторов зрелищных мероприятий
Биография
Максим Плахтий родился 4 июля 1979 года в г. Киеве.
Образование
Образование высшее. Окончил Киевский национальный экономический университет по специальности «экономическая кибернетика». Кандидат экономических наук. Учился в Украинской школе политических студий.
Трудовая деятельность
Первой работой Максима Плахтия был собственный бизнес. Максим всегда стремился создать свое дело, об этом мечтал еще со школьной скамьи. Сначала это были эпизодические заказы по созданию сайтов, по маркетинговым рассылкам и диджиталу. Когда начинал, еще не существовало таких понятий, но, по сути, он занимался именно этим видом деятельности.
Потом появилась компания по разработке программного обеспечения и консалтинга в области CRM.
Работал заместителем председателя совета в компании «Общественный совет при Минрегионстрое Украины», советником ректора Национального технического университета Украины «КПИ», был главным координатором ІТ-палатки на Евромайдане.
Первым ввел продажу электронных билетов. Как говорит сам Максим Плахтий, «бизнесом по продаже электронных билетов» он занялся «совершенно случайно».
Кроме Karabas.com, является владельцем фирмы «Фронт-менеджер» – это компания-разработчик программного обеспечения для автоматизированной продажи билетов на концертно-зрелищные мероприятия. Разработанная компанией система «Фронт. Менеджер. Тикетс» признана одним из лучших в мире решений для электронной коммерции в сфере культуры и шоу-бизнеса. В своей операционной деятельности эту систему используют более 200 контрагентов в Украине, Германии и Израиле.
«Карабас» стал определенной точкой нового развития. Во время кризиса 2008 года Максу пришлось закрыть свою компанию, потому что украинские клиенты стали неплатежеспособными, а для содержания компании и коллектива разработчиков нужны, конечно же, значительные средства. На какое-то время хватило резервов, но они тоже заканчивались. И Максим Плахтий задумался над тем, где можно применить свои умения и знания в IT и маркетинге. Так родилась у него идея создать инфраструктуру, где все организаторы мероприятий – продавцы билетов – могли бы работать в едином билетном поле.
Это стало инновацией в Украине, поскольку Карабас полностью изменил логистику взаимоотношений на билетном рынке. Сегодня билеты доступны в более 40 тысячах точек продаж. Конечно, далеко не все точки принадлежат компании, в основном это партнерские контракты, банковские отделения «Ощадбанка» и «ПриватБанка». В любом отделении этих банков покупатель может приобрести билет.
Да и для организаторов изменилась ситуация – у небольших игроков рынка появился доступ к общему ресурсу, и сейчас они могут конкурировать не с точки зрения «у кого больше знакомств», а с позиции маркетинга и потребительского сервиса. Когда Карабас.com занял лидерскую позицию на рынке, было решено сосредоточиться не только на развитии самой компании, но и на развитии всего рынка, поэтому Максим и его сотрудники ищут постоянно пути для внедрения инноваций.
Сам Максим постоянно совершенствуется, ищет новые пути и возможности расширять свое дело, много работает, охотно делится опытом и своими знаниями с теми, кто желает учиться чему-то новому – читает лекции по вопросам 3 Е-commerce и интернет-маркетингу (образовательный лекторий). Максим верит в перспективную молодежь, поэтому охотно с ней общается, стараясь прививать молодым людям правильные ориентиры.
Спонсорская деятельность
Его компания и он сам реализует различные проекты. Компания сосредоточена на сфере культуры, поскольку работает именно в этой области. Один из проектов – спонсорство музыкальных изданий. В Украине область музыкальной журналистики слабо развита, да и массовых печатных изданий на эту тему нет. Как о молодых талантах будут узнавать люди?
Если в стране появятся музыкальные критики и журналисты, которые станут узнаваемыми лидерами мнений, то они смогут ориентировать людей на то, какой артист станет популярным, а кто останется не у дел. Для артиста профессиональная обратная связь также крайне важна.
Кстати, компанией была учреждена премия для музыкальных критиков. Таких людей пока не очень много, но те, кто есть, прекрасно разбираются в музыкальных направлениях и стилях, и могут донести до украинцев, на какую музыку стоит обратить внимание, а какая не стоит потраченного времени.
Плахтий не ограничился модернизацией «Карабаса» – он взялся перевести на единое билетное поле весь рынок. В 2011 году Плахтий убедил тогдашнего министра культуры Михаила Кулиняка пойти на эксперимент и внедрить единую автоматизированную систему продажи билетов, разработанную его компанией Front. Manager, в трех государственных театрах – имени Ивана Франко, Леси Украинки и Национальной опере. Нововведение было поначалу встречено в штыки, так как большинство сотрудников театров, работая по старинке, и представить не могли, как это идти в театр по каким-то распечатанным бумажкам или и вовсе по «картинке» в телефоне. Но через два года ситуация кардинально поменялась – заместитель гендиректора театра имени И. Я. Франко Иван Ожеван сменил тональность, поскольку оказалось, что стало гораздо легче контролировать количество проданных билетов. А это избавило от очередей.
С каждого проданного через систему Front.Manager билета теперь его театр отчисляет разработчику комиссию, составляющую около 1%. Ожеван надеется, что вскоре к системе подключат другие театры, и Front.Manager будет обходиться ему дешевле.
Впрочем, далеко не все участники рынка уверены, что отрасли нужен прогресс, который пропагандирует Плахтий. К примеру, директор «Партера УА», одного из лидеров продаж билетов в Украине, Арсений Ткач сомневается, что электронные билеты вытеснят с рынка традиционные. «Бумажные билеты – это престижно и красиво, попробуйте зайти в Ла Скала по распечатке», – убежден Ткач.
Тем не менее, выстроив техническую платформу, М. Плахтий начал экспансию в регионы. «Единое билетное поле в разы упрощает логистику, дает доступ к большему количеству продавцов и более широкой аудитории клиентов», – объясняет предприниматель.
Сегодня у «Карабаса» свыше 100 точек продаж, использующих единое билетное поле. «Из всех агентств продажу билетов по всей Украине может организовать только «Карабас», – рассказывает организатор концертов Владимир Бурцев, привозивший в Украину Стинга и Дженнифер Лопес. По словам Плахтия, 30% всех билетов «Карабаса» продавалось еще до недавно через Интернет. Сейчас реализуетется около 90% всех электронных билетов на мероприятия, которые продаются в Украине.
Финансовое состояние
Бизнес растет на сотни процентов в год. В октябре 2011 го выручка агентства составила 2,5 млн гривен, годом позже – 7 млн, а в октябре 2013-го достигла уже 28 млн гривен. Из середнячка компания превратилась в одного из лидеров рынка.
М. Плахтий уверяет, что «Карабас» вышел на первое место по объему продаж билетов среди всех игроков украинского рынка. Ткач из «Партер УА» уверен, что именно его компания – лидер рынка. Правда, она работает лишь в Киеве и предпочитает продавать билеты по старинке.
Быстрорастущую компанию Плахтия заметили венчурные и стратегические инвесторы. «В электронных билетах Максим самый мощный технический специалист в Украине, а, может, и во всем СНГ», – убежден управляющий партнер венчурного фонда AVentures Capital Евгений Сысоев. Он рассказывал, что долго «охотился» за «Карабасом» и предлагал за долю в компании солидные деньги. «Это могла быть очень выгодная сделка, но, к сожалению, Максим выбрал слияние с kassir.ru (принадлежит Финкельштейну. – Forbes)», – сокрушается Сысоев.
Слияние со стратегическим инвестором вывело М. Плахтия в другую бизнес лигу. Предприниматель продал 60% «Карабаса» российскому бизнесмену Финкельштейну, а его билетное агентство стало частью холдинга PMI – одной из крупнейших в России промоутерских компаний. Ни Плахтий, ни Финкельштейн не разглашают сумму сделки, обтекаемо говоря о нескольких сотнях тысяч долларов. Кроме денег, Плахтий получил должность генерального директора «PMI Украина».
Годовой объем рынка билетов в Украине, по оценкам Плахтия, составляет около 2,5 млрд гривен (без спортивных мероприятий и кино). Пятая часть этой суммы, по его словам, приходится на столицу. Здесь лидирует «Партер УА», занимающий почти половину рынка.
По географии присутствия с «Карабасом» тягаться не может никто: кассы агентства есть более чем в 40 городах страны. Плахтий говорит, что выручка «Карабаса» с июня 2012 по июнь 2013 года составила 280 млн гривен, это свыше 10% рынка. Финкельштейн поставил перед Плахтием более амбициозную задачу: довести выручку до миллиарда. «Наша цель – занять 40–50% рынка», – констатирует он.
После сделки Плахтий был вынужден осваивать новый вид деятельности – организацию концертов звезд мировой величины. «PMI Украина», кроме Питера Гэбриэла, впервые привезла в нашу страну Джастина Тимберлейка. Плахтий сетует, что артистов такого уровня можно пригласить в Киев лишь летом, когда погода позволяет проводить концерты в «Олимпийском». Олимпийский стадион –единственный, где технически сертифицированы площадки. Есть экономическая проблема – нет большого концертного зала. Дворец «Украина» уже не подходит – это как «дворец съездов» (осколки советской империи). Нужна площадка на 10-12 тысяч мест. Когда билет 300 евро, то не каждый человек может себе позволить его приобрести. И гонорары артистам гораздо дороже нужно платить. Киева не существует даже в каталоге. Поэтому те, кто формирует тур, даже не знают об Украине. Максим рассказал в одном из интервью, что, оказывается, звезд им приходится привозить вне тура, поэтому и платить гораздо дороже.
Внедрить электронный билет на государственном уровне стало возможно, когда страна начала готовиться к Евро-2012. Вот тогда государство этим вопросом озаботилось – решили создать возможность продажи электронных билетов, чтобы гости Украины могли купить билеты онлайн. Макс и К0 выиграли конкурс, который проводило Министерство культуры Украины. Выиграли сами, за счет качества продукта. Кстати, компания сертифицирована по стандартам качества ISO 9001. Это помогло убедить и воочию доказать государственным театрам, что электронные билеты – это просто и удобно. В коммерческом секторе им было проще, хотя, конечно, были организаторы, которые боялись перемен. В итоге за 4 года серьезных усилий электронный билет на концерт стал обычной частью жизни.
Сейчас Максим вместе с единомышленниками бросил другой вызов – они первыми на рынке сделали полноценное мобильное приложение по продаже билетов на концерты, предлагая теперь рынку мобильный билет. Это еще более удобная функция – этот билет не нужно распечатывать, его достаточно показать с экрана смартфона на входе на мероприятие. По сути, мы подошли к новому этапу в билетном бизнесе.
Конечно же, у таких успешных людей, как Максим, не может не быть конкурентов и завистников, хотя сам он отмечает: «Если говорить в масштабах страны, то конкурентов у нас нет, мы являемся единственным всеукраинским билетным оператором. Также у нас есть стратегические партнеры – «Ощадбанк» и «Приватбанк», в отделениях которых любой желающий может купить билет и которые покрывают всю Украину.
А вот если говорить о каком-то конкретном городе, то да, тут локальные билетные операторы составляют нам конкуренцию, иногда очень успешно».
Как делят с ними артистов? За принципом: кто больше платит, к тому и едет артист? С артистами работают промоутеры и концертные агентства, сказал Максим Плахтий, а они сами работают с промоутерами и подключаюмся уже на этапе продажи билетов на концерт. Часть мероприятий продается у нас эксклюзивно, часть продают все билетные операторы.
Максиму задают и такой вопрос: «Сколько часов в день нужно работать, чтобы удержать такое крупное агентство?» – «Не менее 12-ти. И в субботу и воскресенье часто тоже. Многие думают, что владельцы бизнеса наслаждаются жизнью, ничего не делая, но это миф, реально приходится много работать, а иногда очень много!.. Все зависит от позиции, на которую вы претендуете. Но в любом случае нужно разбираться в электронной коммерции, очень любить концерты и быть готовым работать в то время, когда все другие отдыхают.
Почему мы не можем привезти в Украину, например, Чета Фейкера, Beyonce, Rolling Stones и т. д.? Причин несколько. Во-первых, у западных артистов действительно очень высокие гонорары в евро, учитывая сегодняшний курс, стоимость билета становится запредельно высокой.
Во-вторых, все-таки на территории Украины зона военного конфликта, и этот факт останавливает менеджмент групп.
В-третьих, отсутствие большой концертной площадки. Мы все видели концерт-холл в Швеции, в котором проходило Евровидение. У нас нет ничего подобного, такой зал обязательно нужно строить в Киеве. НСК “Олимпийский” отличный стадион, но его спроектировали без закрывающегося купола и, к сожалению, он функционирует только летом. Так что, учитывая гонорары и райдеры западных звезд, провести концерт и получить прибыль организаторам достаточно сложно».
(Из интервью Максима Плахтия в телепрограмме «Діловий ранок»).
11 октября 2013 года PMI подписала с Киевской горгос-администрацией меморандум о строительстве концертного комплекса. Мэрия пообещала выделить застройщику 5 га территории на левом берегу в Киеве – в районе Днепровской набережной неподалеку от станции метро «Позняки». Масштабы проекта поражают воображение – PMI с партнерами планирует вложить в него свыше $300 млн. В проект войдет концертный зал на 14 тыс. мест, торгово развлекательный и офисный центры, отель, паркинг.
Хобби
Максим Плахтий – человек увлеченный. Любит спорт, кино, театр, музыку.
Утром предпочитает выпить хороший кофе и сыграть в шахматы, просто в Интернете партию-другую, прежде чем выйти из дому и заняться делами.
(Из комментариев Максима Плахтия на его странице в «Фейсбук»).
«Моя громадянська позиція.
Я люблю свою країну і щиро вірю в її світле майбутнє.
Я пишаюсь своєю нацією – терплячою, толерантною, але й вільною духом.
Влада перейшла межу, забула хто в домі справжній хазяїн, забула що їх із сотня, а нас 46 мільйонів … 46 мільйонів вільних духом громадян.
Я хочу захистити своїх дітей від свавілля політиків у майбутньому, хочу щоб кожен наступний президент пам’ятав наслідки безглуздої політики відгородження від людей.
І тому я виходжу на майдан.
Школа № 49, г. Киев – встреча с учащимися
Козацький дух і воля нам допоможе. П.М.»