Игорь Мазепа комментирует особенности приватизации киевского «Президент-Отеля»
Concorde Capital стал советником по приватизации первого крупного государственного актива, который будет продан согласно новому прогрессивному закону. ЧАО «Президент-Отель», как и еще два объекта (шахта «Краснолиманская» и фармацевтическое предприятие «Индар»), по которым Concorde Capital выбран инвестиционным советником в 2018 году, должны быть приватизированы в первой половине 2019 года в соответствии с обязательствами украинского правительства в рамках сотрудничества с МВФ. При этом, не выполнив это обязательство, Украина ослабит свои переговорные позиции в общении с МВФ, чего нам бы не хотелось.
Ни для кого не секрет, что после победы на конкурсе по отбору советников мы, как и некоторые наши коллеги-консультанты, в том числе, из большой четверки аудиторов, столкнулись с проблемой: один из наших «конкурентов» оспорил результаты конкурса в суде. Судя по тому, как идут судебные разбирательства – а заседания неоднократно переносятся по различным причинам – у меня есть все основания считать, что основной целью этих исков является банальное затягивание процесса приватизации.
И пока Фонд госимущества пытается в порядке апелляции разморозить процесс подготовки к приватизации пяти объектов, включая «Краснолиманскую» и «Индар», мы активно готовим к приватизации «Президент-Отель». Собственно, он, похоже, и станет первым активом, на котором будет испытан новый закон о приватизации. Первый формальный отчет о проделанной нами работе ляжет на стол чиновников Фонда госимущества уже в ближайшие дни.
Что мы уже сделали?
Сейчас мы находимся на завершающей стадии первого из четырех этапов подготовки к приватизации ЧАО «Президент-Отель», предусмотренных договором с Фондом госимущества.
Этап этот – сбор и анализ информации об акционерном обществе. В принципе, это самый простой из этапов, но один из самых важных, поскольку именно полнота информации, которую нам удастся собрать (удастся – это очень важное слово) и будет определять успешность последующих этапов. Равно как и определит успех всей нашей работы, которая должна завершиться продажей государством корпоративных прав в акционерном обществе новому собственнику.
Подводя предварительные итоги первого этапа, хочу отметить, что не все прошло так гладко.
Во-первых, мы получили «добро» на доступ к информации о государственном предприятии только 6 декабря, то есть на 22 дня позже момента начала действия нашего консультационного договора с Фондом госимущества. Это довольно значимая задержка, исходя их того, что на весь процесс подготовки объекта к приватизации нам выделено всего 90 дней. В данном случае мы надеемся на понимание заказчика – Фонда госимущества – и получение его согласия на продление срока реализации нашего проекта, о чем мы попросили в нашем письме Фонду.
Во-вторых, полнота информации об объекте приватизации, полученной нами из официальных каналов, оставляет желать лучшего. По состоянию на сегодня мы не получили от «Президент-Отеля» и половины запрошенной нами информации, необходимой для анализа. Конечно же, объем информации, имеющейся у нас сегодня, – довольно существенен, но включает в основном информацию, добытую нами из разного рода открытых или непубличных источников. Но надеемся, что в скором будущем мы получим более полный пакет документов также и официально.
Тем не менее, информации, которой мы располагаем, уже достаточно, чтобы сделать выводы о привлекательности нашего объекта для потенциальных покупателей.
Что мы узнали о «Президент-Отеле»?
Самой главной «изюминкой» нашего объекта приватизации под громким названием ЧАО «Президент-Отель» является то, что ЧАО «Президент-Отель» не занимается гостиничным бизнесом. Абсолютно не занимается. Дело в том, что в далеком 2009 году, государственная компания передала весь гостиничный комплекс (включая саму гостиницу и прилегающую территорию) в аренду на 25 лет частной фирме. И эта частная фирма, по сути, и занимается сегодня гостиничным бизнесом на государственном предприятии.
Что ж, похоже, 2009 год ознаменовался не только удивительным газовым контрактом. Отмечу, что в остальных компаниях, помочь ФГИ с продажей которых мы надеемся в 2019 году, тоже хватает своих изюминок. Но об этом мы расскажем позже.
Таким образом, основной «актив» государственной компании ЧАО «Президент-Отель» – это договор аренды. А главный источник доходов компании – это арендные платежи от частного оператора гостиницы. К слову, еще до того, так мы получили на руки этот договор, мы ожидали худшего – еще худших финансовых условий по арендным платежам.
Сегодня наши юридический партнер компания Redcliffe Partners детально изучает этот договор аренды. В частности, возможность его расторжения. Наша цель – выставить на приватизационный конкурс не право обладания договором аренды, а весь гостиничный бизнес. Получив детальный анализ договора аренды от компетентной юридической компании, мы сделаем выводы о том, что именно мы будем продавать.
Тогда же и выкристаллизуется стратегия продажи, которую мы представим Фонду госимущества, и тогда же станет понятен круг потенциальных претендентов на покупку данного актива.