Каков спрос китайских потребителей на импортные товары? Какие товары сейчас выгоднее всего поставлять в Китай из Украины, Беларуси и Казахстана? Где и как лучше всего представлять и продавать отечественную продукцию в Китае? Ответы на эти вопросы знает Вячеслав Лысенко, экономический эксперт, собственник компании «Укр-Китай Коммуникейшин».
Кроме этого, Китай уже трансформируется – из мировой фабрики в потребительского гиганта, который стремится насытиться разнообразными товарами. Более миллиарда потребителей мечтают заполучить ранее недоступные импортные товары – от шампуня до шикарных автомобилей. За последние несколько лет спрос китайских потребителей на отечественные товары значительно упал – особенно среди молодежи, городского населения и обеспеченных слоев населения.
Для китайского потребителя уже не столь важна цена товара – становится важной репутация страны происхождения товара как производителя и соответственное качество продукции.
Западные компании уже ведут активную борьбу за сердца, умы и бумажники китайских потребителей. На рынке Поднебесной жесточайшая конкуренция, но игра стоит свеч.
У компаний, решивших начать сбыт своих товаров в Китае через электронные каналы, есть в распоряжении три основных стратегии:
- Открыть свой интернет-магазин на одном из существующих китайских онлайн-маркетплейсов;
- Создать общий портал-маркетплейс для продаж через интернет товаров украинского (российского, белорусского) производства от разных производителей;
- Для новичков в сфере электронной коммерции в Китае является целесообразным применять двойную стратегию: стандартные продукты с высокими объемами продаж и более низкой стоимостью предлагать на крупном интернет-портале, а полный ассортимент, включая дорогостоящие продукты премиум-класса, представлять в собственном интернет-магазине.
Электронные площадки Китая по сегментам распределяются так:
- На рынке e-commerce сегмента B2C Китая доминирует группа Alibaba, имеющая интернет-магазин TМall, доля которого в І полугодии 2015 года составила 57,7%. Второе место занимает платформа JD.com (25,1% доли рынка), третье – Suning (3,4%) четвертое – VIP.com (2,5%). Важную роль играют также Amazon China, Dangdang.com, Gome.com.cn, Yihaodian.
- Продажи-онлайн в сегменте B2B являются областью компаний Alibaba Group, Ganglian Holdings, Global Resources.
- Крупнейшей же C2C-платформой сейчас является Taobao.
Это магазины многопрофильных платформ, но большинство из них привносит в свою деятельность элементы специализации. Например, продукты питания, как правило, предлагаются отдельно через такие интернет-платформы, как Miao TMall, Chi Taobao, Chaoshi JD, Chaoshi Suning.
На рынке e-commerce Китая также действует ряд предпринимателей, ориентированных исключительно на продажу продуктов питания. К крупнейшим таким специализированным платформам относятся: WoMai (фирменный магазин COFCO), Tuotuo, Benlai.com, Yoocai.com, SF Best, Youguo.com (продажа свежих фруктов и овощей).