В истории с биткоином напрашивается прямая аналогия с Украиной образца 2005–2008 годов. Тогда Украина была такой же криптовалютой: малопонятной, но очень выгодной инвестицией. Репутацию страны, в которую должен вложить деньги каждый уважающий себя инвестор, Украина приобрела после Оранжевой революции 2004 года. Многие за границей тогда поверили, что революция сможет не только вывести страну из политического застоя, но и создать предпосылки для быстрого экономического роста.
В какой-то момент такие ожидания даже подкреплялись цифрами: реальный ВВП вырос более чем на 7% в год на протяжении 2006–2007 годов. Но, как потом оказалось, «взрывной» рост был лишь следствием высоких мировых цен на ресурсы, а также результатом активных иностранных инвестиций, спровоцированных самой «модой на Украину». Фундаментальной же основы, способной поддержать дальнейший рост стоимости украинских активов, не было, и создать её мы не смогли.
Все инвестиции, как оказалось, носили спекулятивный, краткосрочный характер: при первом же кризисе иностранный капитал покинул Украину. Мода на нашу страну прошла, остался лишь опыт финансовых потерь от инвестиций, а также лучшее понимание того, что собой представляет Украина. И наличие этих знаний не прибавляет интереса к нашей стране, не слишком продвинутой технологически, всё ещё коррумпированной, закредитованной, да и попросту не особо безопасной для бизнеса.
Мы потеряли репутацию страны-криптовалюты ещё до того, как был сгенерирован первый биткоин. Но это не так страшно, потому что нашей стране нужна качественно новая репутация – репутация надёжного партнёра, с которым можно налаживать выгодные и долгосрочные отношения. Может, мы не обеспечим быстрый рост каких-либо украинских индексов, но обязаны создать имидж экономики, где защищены права инвесторов и кредиторов, где правила игры не блещут «инновациями», но понятны и прозрачны для всех.
Переход на этот качественно новый уровень невозможен без активного продолжения реформ, реформирования валютного рынка и свободного движения капитала, повышения защиты прав кредиторов. Он невозможен без справедливой судебной системы, отсутствие которой заставляет даже власть имущих и государственные структуры заключать экономические договоры в иностранном правовом поле. Невозможен он и без земельной реформы, отсутствие которой оставляет за нами репутацию страны третьего мира.