» » Александр Кондратенко: Реформа на «минном поле». Чем грозит Украине открытие рынка земли?

Александр Кондратенко: Реформа на «минном поле». Чем грозит Украине открытие рынка земли?

Александр Кондратенко: Реформа на «минном поле». Чем грозит Украине открытие рынка земли?

Уже через считанные дни законопроект о рынке земли сельскохозяйственного назначения будет рассмотрен парламентом. Вопрос более чем серьёзный, ведь речь идёт о стратегически важном направлении государственной политики. Поэтому земельную реформу от Зеленского в последнее время не комментировал разве что ленивец. Что характерно, подавляющее большинство экспертов и аграриев выступают против введения предлагаемой правительством модели рынка. А немногочисленные, но, казалось бы, существенные плюсы легко поддаются критике и не в силах устоять перед неопровержимыми фактами и конкретными примерами. Однако, обо всём по порядку

 

РЕАЛЬНЫЕ МИФЫ

Фактически сразу после объявления новой властью намерений провести земельную реформу началась информационная кампания по развенчиванию так называемых мифов о рынке земли. Мол, забудьте наконец страшилки, которыми вас из года в год пугали те, кому было выгодно продолжать мораторий. Но предложенный правительством законопроект дал понять, что опасения даже самых явных популистов имеют под собой весьма реальную почву.

Как оказалось, покупать украинскую землю свободно смогут иностранцы. Для этого им достаточно быть собственниками (учредителями) компаний, зарегистрированных в Украине. Формально они будут платить налоги в нашу казну, но прибыль всё же достанется им. Что ещё печальнее – они будут де-факто владеть украинской землёй, которая принадлежит украинскому народу – именно так (пока что?) гласит Конституция.

То же самое касается и разговоров о том, что с открытием рынка земля резко вырастет в цене. И снова разочарование – не так и значительно и уж точно не вся. Хорошую цену смогут предложит разве что агрохолдинги, но их интересуют крупные массивы земель для ведения рентабельного бизнеса. Обычному владельцу пая придется довольствоваться куда более скромной ценой, продав участок, скорее всего, нынешнему арендатору. Первоначально гектар земли будет стоять, как заявляют эксперты, от тысячи до двух тысяч долларов. Сумма в принципе идентична той, которая действует и ныне на теневом рынке земли.

А чтобы окончательно добить логику общественного мнения эмоциональным посылом, Украину поставили в один ряд из Таджикистаном, Венесуэлой, Северной Кореей, Кубой и Конго, где тоже действует запрет на покупку-продажу земли. Действительно, во всех странах цивилизованного мира об этом явлении давно забыли. Но хорошо помнят о том, что земля является государствообразующим ресурсом. Поэтому каждая страна имеет свою модель рынка, часто с очень строгими ограничениями. Но не станем далеко ходить, а лучше посмотрим, 

 

КАК ТАМ У СОСЕДЕЙ?

Закрытым для иностранцев является рынок земли в Молдове и России. Беларусь и вовсе сконцентрировала крупные сельхозмассивы в руках государства, в рыночный оборот отправив только участки для ведения личного хозяйства. При этом цена на землю у наших бывших «собратьев» по стране советов достаточно скромная – в среднем она не превышает 1700 долларов за гектар.

На порядок выше цены в соседствующих с нами странах Евросоюза, куда Украина отчаянно стремится. К примеру, в Польше средняя стоимость гектара составляет 10,3 тысячи долларов. Но основное значение для местного агросектора имеют другие цифры. 80% пахотных земель принадлежит семейным фермам. В стране насчитывается свыше 3 миллионов частных хозяйств средней площадью менее 7 гектаров каждое. Чтобы приобрести землю в собственность, необходимо иметь сельскохозяйственное образование или опыт работы в данной сфере. Для иностранцев также предвидены меры: быть в браке с гражданами Польши и жить на территории страны как минимум 2 года, или постоянное проживание на протяжении последних 5 лет после получения статуса постоянного резидента. В частной собственности на территории Польши не может быть участка площадью более 500 гектаров.

Существенные ограничения действуют и в других соседних странах. В Румынии физическое лицо может приобрести максимум 100 гектаров, а граждан ЕС допускают к рынку при условии, что они будут использовать сельскохозяйственную землю по назначению. В Венгрии покупать землю не могут юридические лица (за очень редкими исключениями), а только граждане Европейского Союза. При этом значительная часть участков продолжает оставаться в государственной собственности и сдаётся в долгосрочную аренду.

Характеризируя любую из вышеупомянутых моделей, стоит отметить одну существенную общую деталь. Практически во всех странах имел место длительный переходный период открытия рынка земли для иностранцев – в Польше, к примеру, он продолжался с 1991 по 2016 год. Этот процесс несколько сдерживал приток инвестиций, но позволил навести порядок во внутреннем обороте земли и разработать механизмы регулирования тонких нюансов рынка.

Наши же либертарианцы решили с ходу гнать лошадей, открыв рынок со многими рисками. Как минимум 200 тысяч гектаров могут оказаться в одних руках – нигде в мире и близко нет подобной цифры. Таким образом, создаются условия для концентрации подавляющего сегмента земельного рынка в собственности узкого круга людей и компаний. Кроме того, за год планируется сделать то, что не было сделано за весь период независимости. На данный момент в стране нет ни государственного земельного банка, ни прозрачного сервиса урегулирования земельных вопросов, ни реальной системы поддержки малых и средних фермеров. Мы имеем только прогнозы роста ВВП за счёт быстрых «земельных» денег. Да и эти «перспективы» настолько неоднозначны, что в отдельных моментах выглядят пугающе.

 

КОГДА НЕТ ДЕНЕГ И НЕТ ЗЕМЛИ

Можно сколько угодно рассуждать о целесообразности земельной реформы, апеллировать к политической воле президента и выполнении предвыборных обещаний. Но на самом деле чуть ли не единственным мотивом власти к столь оперативному открытию рынка земли есть не что иное, как стремление спасти страну от дефолта. Общество уже наслышано о фантастических суммах денег, которые предстоит отдать внешним кредиторам в следующем году. Именно кредиторы и западные партнёры рекомендуют Украине отменить запрет на продажу сельхозземель, а соответствующий законопроект правительство разработало вместе с экспертами Всемирного банка. Иными словами, Украине снова навязывают политику, выгодную в последнюю очередь для нас самих. А последствия этих опасных действий ощутят на себе и будущие поколения украинцев.

Уже сегодня многих заставляют задуматься тревожные сигналы о монополизации аграрного сектора экономики и более чем вероятных спекуляциях на земельном рынке. Экономисты по этому поводу дают неутешительные прогнозы – вплоть до того, что к концу следующего года Украина останется и без денег, и без земли. По крайней мере, тех нескольких миллионов гектаров, находящихся в собственности государства. А деньги… Они осядут в карманах махинаторов, которые активно готовят почву для массовой скупки земель, ища лазейки в обороте Облигаций внутреннего госзайма и других слабозащищённых финансовых нишах.

За одноразовую выгоду от продажи земли наша страна рискует заплатить слишком высокую цену. При этом нельзя утверждать, что земельная реформа не нужна. Она необходима, но точно не в той форме, какую нам навязывают. Рыночному обороту земель должна предшествовать серьёзная подготовительная работа в несколько этапов. Не менее важным аспектом реформы является согласование с мнением народа путём широких общественных обсуждений. Если же власть изначально не станет считаться с позицией общества, она может подорваться на «минном поле» своей первой же серьёзной реформы.

 

Александр Кондратенко, политтехнолог

Вам будет интересно:

Наверх